Иннокентий Анненский. Книги отражений



ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга состоит из десяти очерков. Я назвал их
отражениями. И вот почему. Критик стоит обыкновенно вне
произведения: он его разбирает и оценивает. Он не только
вне его, но где-то над ним. Я же писал здесь только о
том, что мной владело, за чем я следовал, чему я
отдавался, что я хотел сберечь в себе, сделав собою.
Вот в каком смысле мои очерки - отражения, это
вовсе не метафора.
Но, разумеется, поэтическое отражение не может
свестись на геометрический чертеж. Если, даже
механически повторяя слово, мы должны самостоятельно
проделать целый ряд сложных артикуляций, можно ли
ожидать от поэтического создания, чтобы его отражение
стало пассивным и безразличным? Самое чтение поэта есть
уже творчество. Поэты пишут не для зеркал и не для
стоячих вод.
Тем более сложным и активным оказывается
фиксирование наших впечатлений.
Выбор произведений обусловлен был, конечно, прежде
всего самым свойством моей работы. Я брал только то, что
чувствовал выше себя, и в то же время созвучное.
Но был и еще критерий. Я брал произведения
субъективно-характерные. Меня интересовали не столько
объекты и не самые фантоши, сколько творцы и хозяева
этих фантошей.
Только не всегда приходилось мне решать свою задачу
аналитическим путем, как сделано это, например. в
"Портрете" и при разборе "Клары Милич". Иногда я выбирал
путь синтетический, например, для "Носа", "Двойника" и
"Трех сестер". Самые очерки покажут читателю, в чем тут
дело.
И. А.

Царское Село
Сентябрь, 1905 г.


далее: ПРОБЛЕМА ГОГОЛЕВСКОГО ЮМОРА >>

Иннокентий Анненский. Книги отражений
   ПРОБЛЕМА ГОГОЛЕВСКОГО ЮМОРА
   ПОРТРЕТ
   ДОСТОЕВСКИЙ ДО КАТАСТРОФЫ
   ГОСПОДИН ПРОХАРЧИН
   УМИРАЮЩИЙ ТУРГЕНЕВ
   ТРИ СОЦИАЛЬНЫХ ДРАМЫ
   ВЛАСТЬ ТЬМЫ
   ДРАМА НА ДНЕ
   ДРАМА НАСТРОЕНИЯ
   БАЛЬМОНТ-ЛИРИК
   ПРИМЕЧАНИЯ
   О ПРИНЦИПАХ ИЗДАНИЯ
   КНИГИ ОТРАЖЕНИЙ
   КНИГА ОТРАЖЕНИЙ
   ПОРТРЕТ
   ДОСТОЕВСКИЙ ДО КАТАСТРОФЫ
   ГОСПОДИН ПРОХАРЧИН
   УМИРАЮЩИЙ ТУРГЕНЕВ
   ТРИ СОЦИАЛЬНЫХ ДРАМЫ
   ВЛАСТЬ ТЬМЫ
   ДРАМА НАСТРОЕНИЯ
   СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ